Можно смело сказать, что учение о переходе биосферы в ноосферу – вершина творчества В.И. Вернадского. При разработке этого учения он неизбежно должен был использовать и синтезировать не только геологический и биологический, но также социально-исторический материал.
Впервые это слово и понятие прозвучало в стенах известного учебного заведения Парижа, так называемого Коллеж де Франс на лекциях 1927/28-го учебного года из уст философа и математика Э. Леруа. При этом, соавтором ноосферной концепции был объявлен его друг и единомышленник П. Тейяр де Шарден, палеонтолог и философ. Оба француза строят свою мысль, опираясь на понятие биосферы и живого вещества, в том духе, как они были развиты Вернадским в его знаменитых лекциях в Сорбонне в 1922-1923-х годах. «Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу»,- пишет Вернадский в письме к геологу Б.Л. Личкову, своему постоянному корреспонденту.
С конца 30-х годов в идею ноосферы стягивается самая суть оптимистического мировоззрения ученого. Недаром и последней его опубликованной работой, своеобразным исповедованием веры и духовным завещанием одновременно становится небольшая статья «Несколько слов о ноосфере» (1944). Вместе с тем это своего рода чрезвычайно емкий и ясный конспект научных идей и открытий, приведших к ноосферному в их логической и исторической последовательности.
У французских авторов ноосферной идеи мы встречаем два, на первый взгляд несколько несводимых подхода. С одной стороны, ноосфера возникает с самого появления человека как процесс сугубо объективный, стихийный, а с другой – только сейчас в наше время биосфера начинает переходить в ноосферу, собственно ноосфера еще где-то впереди, на совсем другом, еще не достигнутом уровне планетного сознания и действия человечества. Такое же двойственное определение ноосферы встречается у Вернадского. «Начало ноосферы, - пишет он в своей основной философской работе, создававшейся почти десять последних лет его жизни, - связано с этой борьбой человека с млекопитающими за территорию .» Вместе с тем, в этой же книге «Научная мысль как планетное явление» господствует идея, что переход биосферы в ноосферу начинает осуществляться только в наше время. А для истинного торжества ноосферы высказывается необходимость таких предусловий, которых мир еще никак не достиг: «Два момента, следовательно являются предпосылками замены антропосферы ноосферой: господство человека над внешней средой и господство в человеке сил разума над низшими инстинктами.»
Человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей.
Эта геологическая сила сложилась геологически длительно, для человека совершенно незаметно. С этим совпало изменение (материальное прежде всего) положения человека на нашей планете.
В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. Наше пребывание в 1937-1938 гг. на плавучих льдах Северного полюса это ярко доказало. И одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно. Перелеты и перевозки достигли скорости нескольких сот километров в час и на этом они еще не остановились.
Все это результат цефализации Дана (1856), роста человеческого мозга и направляемого им его труда.
В ярком образе экономист Л. Брентано иллюстрировал планетную значимость этого явления. Он подсчитал, что, если бы каждому человеку дать один квадратный метр и поставить всех людей рядом, они не заняли бы даже всей площади маленького Боденского озера на границе Баварии и Швейцарии. Остальная поверхность Земли осталась бы пустой от человека. Таким образом, все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом.
В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление.
Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей - Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др., потомство которых для белых, красных, желтых и черных рас - любым образом среди них всех - развивается безостановочно в бесчисленных поколениях. Это - закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство.