Во всех опытах с протравливанием семян перед посевом проверяют их энергию прорастания и всхожесть. В течение вегетации проводят наблюдения за поражаемостью растений болезнями, а перед уборкой на опытных и контрольных вариантах определяют процент больных растений. Предложенные опыты просты в выполнении, а материалы и оборудование для проведения легкодоступны.
Таким образом, внеурочная работа занимает важное место в процессе обучения биологии: способствует развитию у учащихся самостоятельности и активности, формирует культуру мышления и поведения, развивает практические умения и навыки.
Выводы по главе
II
Резюмируя изложенное, мы пришли к выводам:
1) Знания о взаимодействии микроорганизмов с высшими растениями можно использовать на уроках биологии с 6 по 11 класс как дополнительный материал.
2) Материал о фитопатогенных микроорганизмах целесообразно использовать для проведения лабораторной работы в 6 классе.
3) Дополнительный материал, данный на уроках, учитель должен использовать для формирования практических умений и навыков во время внеурочной работы.
4) Особое внимание уделяется внеурочной работе на школьном учебно-опытном участке, так как здесь открываются широкие возможности обучения и воспитания учащихся. Для опытнической работы учитель выбирает темы опытов, которые наиболее актуальны в учебно-воспитательном отношении.
Заключение
Изучив и проанализировав биологическую, научную и педагогическую литературу, мы пришли к следующим выводам:
1) Взаимодействие микроорганизмов с высшими растениями – это взаимная связь организмов величиной от 50 до 500 мкм с автотрофными формами, имеющими расчленение на листья, стебли и корни.
2) Между высшими растениями и микроорганизмами существуют симбиотические и паразитические взаимодействия полезные или вредные для обоих взаимодействующих организмов или одного из них. К симбионтам высших растений относятся ризосферные и эпифитные микроорганизмы, клубеньковые бактерии, грибы-микоризообразователи.
3) Невосприимчивость растений к заболеваниям называется иммунитетом. Существуют анатомо-морфологические и физиологические особенности растений, способствующие их невосприимчивости к инфекциям.
4) Знания о взаимодействии микроорганизмов с высшими растениями можно использовать на уроках биологии с 6 по 11 класс как дополнительный материал.
5) Дополнительный материал, использованный на уроках, должен применяется во внеурочной работе. Особое внимание уделяется постановке опытов, темы которых актуальны в учебно-воспитательном отношении.
Таким образом, мы решили поставленные перед нашей работой задачи и выяснили, что материал о взаимодействии микроорганизмов с высшими растениями актуален на данном этапе развития биологической науки.
Приложение 1.
Сравнение числа разных бактерий и актиномицетов в ризосфере пшеницы и в контрольной почве
Организмы |
Ризосферная почва |
Контрольная почва |
Р/П |
Бактерии |
1200х106 |
53 х106 |
23/1 |
Актиномицеты |
46 х 106 |
7х106 |
7/1 |
Группы бактерий'. | |||
Аммонификаторы |
500х106 |
4х106 |
125/1 |
Газообразующие анаэробы |
39х104 |
3х105 |
13/1 |
Анаэробы |
12 х106 |
6 х106 |
2/1 |
Денитрификаторы |
126х106 |
1Х105 |
1260/1 |
Аэробные цсллюло- |
7 х105 |
1х105 |
7/1 |
зоразлагающие | |||
Анаэробные целлюло- |
9 х103 |
ЗХ103 |
1/1 |
зоразлагающие | |||
Спорообразующие |
930 х103 |
575 х103 |
1/1 |