Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).
Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.
Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при которых они добыты человеком.
Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты; сама же делиться на научные дисциплины.
Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.
Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.
Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.
Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.
Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.
Внеморальность - научные истины нейтральны в морально - этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.
Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений.
Чувственность - научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Кроме того, науке характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.