Конкретизируя выводы Вернадского с помощью современных познаний в области теории информации, можно сказать, что социоприродные системы способны не только усваивать разнородную информацию из окружающей среды, но и сами генерировать, воспроизводить ее в совершенно ином "уплотненном" качестве. Специалисты-кибернетики полагают, что может существовать некое предельное значение уплотнения информации, входящей в основной программный набор живых систем, причем это не зависит от ее материального носителя (генома, либо мозга). Иначе говоря, существует эволюционный барьер усвоения и накопления информации носителем сознания, что и определяет его эволюционную ступень развития. Но, несмотря на наличие такого возможного барьера, человеческий мир, цивилизация обладают огромной степенью изменчивости и возможности движения вперед. В. И. Вернадский видел такие информационные перспективы человечества в слиянии с природой, но не на принципах отказа от достижений цивилизации, а, наоборот, на их разумном, осмысленном, высокоупорядоченном сотворчестве с биосферой, что породит их новое органичное состояние - ноосферу. Российский академик убедительно доказывал, что расширение возможностей человеческого мозга связано не с механическим накоплением информации в сознании, а с формированием сложнейшего сознательного поведения, позволяющего накопить богатый "внутренний" информационный потенциал и соответственно аккумулировать большее количество информационных потоков, даже сознательно руководить ими (пример - избирательная способность нашей памяти и т. д.).
Гениальные выводы В. И. Вернадского относительно различной геометрической структурированности пространства, связанной с различными физическими характеристиками, подтверждаются в современной физике микромира. Но вот заключение о том, что и время должно обладать определенным строением и состоянием, причем ученый экспериментально доказал такие свойства времени, как необратимость, неоднородность, анизотропность (неодинаковость в различные эволюционные периоды), - это еще мало проработанная идея, находящаяся на передовых рубежах современного естествознания. Классическая парадигма утверждает, что время изотропно, обратимо, однородно для закрытых равновесных систем. А Вернадский описывает различные типы времени: физическое, геохимическое, биологическое, геологическое, психофизическое, историческое, космическое, подробнее анализируя специфичное биологическое время, свойства которого выражены в свойствах и закономерностях биологических тел, и характерном для них типе динамической симметрии. Исследователь наметил целый ряд философских проблем, связанных с вероятностью измерения времени, исходя из его континуально-дискретной сути, предложив различать не абсолютное и относительное время, как это делается традиционно, а биологическое (эволюционное, время поколений) и геологическое (радиологическое) время. Концептуальные положения темпорального измерения не пересмотрены до сих пор, несмотря на то, что подходы И. Пригожина и И. Стенгерс к трактовке времени признаны революционными. Выводы В. И. Вернадского не только успешно корреспондируются с современными достижениями в области познания единого информационно-пространственно-временного континуума, но и задают для него новые когнитивные эталоны.
Выводы
1.Крупнейшие философские концепции XX столетия активно обращаются к феномену науки, определяют место и роль научной рациональности в системе других способов отношения к миру. Большинство философов науки едины во мнении о том, что отчетливее проявляется тенденция дополнения современно го рационального стиля мышления иными иррациональными способами. От части, позиционирование "двух культур" - рациональной (сциентистской) и гуманитарной - становится вредным для успешной динамики познавательных процессов, для этического и культурного осмысления бытия.