Барбизона искусство.
Барби - это больше, чем просто кукла, это полуролевая модель, воплощение американской мечты во всем ее гламурном великолепии. Кукла, прототипом которой стала светловолосая дочка проститутки, завоевала весь мир, введя новые стандарты красоты и поведения.
Психологи, искусствоведы и коллекционеры пишут о ней диссертации и книги, благо материала хватает. Вот, например, оказывается, что от того, кто покупает девочке кукол - папа или мама зависит ни много, ни мало "трансляция гендерных стереотипов".
рано или поздно ее непременно ждала свадьба в белом, эта свадьба в определенной мере была смыслом ее жизни и ориентиром в юные годы. Позволить девочке мечтать о свадьбе вместе с Барби было как нельзя более удачной идеей. Не исключено, что сейчас тема свадьбы стала менее актуальной, но роскошь создаваемых компанией подвенечных нарядов по-прежнему обеспечивает Барби-невесте огромное внимание и огромные прибыли
По большому счету, этот анекдот повторяет давно бытовавшую шутку про разведенную Барби: человек заходит в магазин и обнаруживает, что на полках стоит "Барби-космонавт" за 10 долларов, "Барби-врач" за 10 долларов, "Барби-ветеринар" за 10 долларов и "Разведенная Барби" за 200 долларов. Удивленный покупатель спрашивает у продавца, чем вызвана такая разница в ценах. Продавец поясняет, что разведенная Барби продается вместе с домом Кена, машиной Кена и вещами Кена.
Линор Горалик удалось интересно написать о совершенно для меня неинтересном и, дернув за косичку улыбающуюся куклу Барби, размотать целый клубок любопытных тем. Барби - это ведь не просто кукла, это целая религия, культ, воплощение всего, что так нравится девочкам, и что, чаще всего, так не нравится эмансипированным женщинам. Вечно юная, не имеющая ни родителей, ни нормальных друзей Барби, постоянно то покоряющая космос, то раскапывающая целых игрушечных динозавриков, одновременно достойна и сочувствия, и презрения. Она утрированный образец механизма потребления, живущий в розовом доме мечты и имеющий десяток щеток для своих собак. Линор Горалик, однако, на этом не останавливается - и рассматривает все аспекты, которые связаны с длинноногой пластмассовой дивой. В итоге оказывается, что под лупой оказалась вовсе не кукла, а общество. Скандалы и новости, связанные с произошедшей от немецкой куклы для мужчин красоткой, показывают такие изломы современного сознания, о которых догадаться было бы трудно. И специфика маркетинга компании Mattel, и общая история кукол, и такая смешная тема как секс в жизни Барби и ее вечного придурковатого спутника Кена - все это описано, проанализировано и объективно, без перегибов подано. Интерес заключается даже не в самой кукле, а в том, как Горалик переворачивает пласт за пластом, привлекая читательское внимание. Работа компактна, но большего и не нужно.
Барби только на первый взгляд представляется куклой для детей. На самом деле это предмет актуального искусства. Барби породила вокруг себя целый мир, затрагивающий такие серьезные проблемы повседневности, как эмансипация, сексуальные нормы, политкорректность, карьера и прочее. Линор Горалик описала в книге, как кукла развилась из "шлюшки Лилли", которую мужчины вешали на лобовом стекле автомобилей. При этом Барби обрела утонченные готические черты профанной Мадонны как ответа масскульта на библейские каноны.
Двусмысленную природу Барби. С одной стороны, она вызывающе сексапильна, с другой - в изобилии распространяемых фирмой "Маттел" легендах о Барби, в сценариях для игр неизменно девственна. "Постоянно транслируемый Барби двойной сигнал делает ее образ особо провокативным. Она оказывается очень сексуальной и сексапильной, развратной по своему поведению и сознающей собственную привлекательность девочкой-подростком, но при этом абсолютно невинной и неискушенной". Фирма же, несмотря на это, "упорно отстаивает версию о невинности и готова тащить в суд тех, кто заявляет обратное".