Гендерная проблема - это проблема соотношения природного и культурного, биологического и социального, естественного и искусственного в поведении человека. Если программа поведения мужчины и женщины является не естественной (не врожденной), а искусственной (воспитанной), то, следовательно, она может быть изменена. Эта программа действительно радикально изменяется в процессе модернизации общества, сначала на Западе, а затем и на Востоке.
В традиционном обществе (обществе, которое неизменно и подчиняется традициям на протяжении длительного времени своего существования, аграрном, доиндустриальном, деревенском, немобильном) в подавляющем большинстве случаев социальный статус женщины был весьма низок. Мужские и женские роли были четко разделены. Функции женщины - "в доме" (все, что связано с хозяйством, с рождением и воспитанием детей, с работами внутри и возле дома). Функции мужчины - "вне дома" (всевозможные промыслы, завоевания, работа, торговля и.т.д.).
Является ли низкий социальный статус женщины культурной универсалией, т.е., во всех ли культурах мы встречаем более низкий социальный статус женщин, чем мужчин? Социальные антропологи (исследователи культуры, которые уезжали в примитивные племена, жили там некоторое время, описывая образ жизни племени, т.е. вели "полевые исследования") изучили сотни культур. И среди всех описанных ими культур встречались исключения - культуры, где женщины занимали более высокий социальный статус. Они занимались охотой и рыболовством, в то время как воспитание детей было возложено на мужчин. По убеждению о том, будто мужчины и женщины "от природы" созданы для определённых ролей, был нанесён сокрушительный удар. Маргарет Мид, американская исследовательница в работе "Пол и темперамент", опубликованной в начале 30-ых годов, представила свои наблюдения трёх племён в Новой Гвинее. В ходе исследования трёх племен (это были арапеши, мундугоморы и тчамбули) Маргарет Мид обнаружила, что в каждом из них мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся "естественными" для каждого пола. (3).
Таким образом, низкий социальный статус женщин не является культурной универсалией, но он характеризует подавляющее большинство традиционных культур.
С эпохой модернизации повышается социальный статус женщины. Модернизация впервые начинается в Западной Европе. Процесс повышения социального статуса женщины связан с индустриализацией (женщины вовлекаются в производство наравне с мужчинами, причём для них становятся доступными всё новые и новые профессии), урбанизацией (женщины оказываются такими же горожанками, как и мужчины). Параллельно с индустриализацией и урбанизацией шел процесс либерализации и демократизации политической жизни, т.е. предоставление политических прав и свобод. В начале получение политических прав и свобод отождествлялось исключительно с мужчинами. Все либеральные свободы, в том числе право голосовать и быть избранными, изначально касались только мужчин. Великая Французская революция провозглашает в качестве своего лозунга "равенство, свободу, братство", но этот призыв также был обращен исключительно к мужчинам. Для женщин либерализация и демократизация наступает намного позже, женщинам пришлось добиваться равенства политических прав с мужчинами. Если процессы индустриализации и урбанизациии были объективными, то за предоставление политических прав, как и за повышение своего социального статуса женщинам пришлось бороться. Важнейшим аспектом либерализации и демократизации стала борьба женщин за равные политические права с мужчинами.
В результате модернизации возникает индустриальное, а затем и постиндустриальное общество, где все происходящие процессы неуклонно приводят к изменению социального статуса женщин и изменению её социальной роли: женщина осваивала новые профессии, она уже могла получать образование, и с XIX века возникают высшие учебные заведения для женщин. В результате либерализации и борьбы женщин за свои права в конце XIX-начале XX века женщины получают политические права наравне с мужчинами в начале в Новой Зеландии, потом в нескольких штатах США, потом в России в 1917 году после революции.