Греческая культура, напротив, была маскулинной культурой. Культ мужественности выражался в "мужском" воспитании мальчиков. Статус мужчин в античной Греции был неизмеримо выше статуса женщин, которые фактически находились на периферии общественной жизни. Эти особенности античной культуры прослеживаются и на материале художественной культуры (если в египетском зале Музея изобразительных искусств есть множество скульптур, где мужчина и женщина изображены вместе, то в античных залах нет ни одной супружеской пары). Вследствие этого рассуждения Платона и Аристотеля о женщине как о неполноценном человеке, являются органичными для античной цивилизации.
В средневековье религиозным постулатом стало утверждение Аврелия Августина, о том, что "женщина не может ни учить, ни свидетельствовать, ни судить, ни тем более, повелевать". Полное неприятие женщины, принижение её роли и достоинства можно найти уже в XIX в. у такого философа, как Фридрих Ницше. В то же время были философы, весьма уважительно относившиеся к женщине. Например, Жан Жак Руссо, отстаивавший необходимость воспитания и образования не только юношей, но и девушек. Следующее имя - это имя К. Маркса, который так же, как и любой социалист или коммунист, выступал за равенство женщин и мужчин. Афоризмом стало и суждение К. Маркса о том, что "положение женщины - это критерий развития общества". Хотя в философии мы встречаем большое разнообразие теорий, в целом понимание интересующей нас проблемы остаётся традиционным: первый по своей важности пол-это мужской, а женщины - это "второй пол", как чётко сформулировала французская женщина-философ, впервые обратившая внимание на эту ситуацию, Симона де Бовуар (2).
Обратимся к реальности, с которой мы сталкиваемся. Действительно, существуют различия между мужчинами и женщинами в физиологии и психологии. Эти различия очевидны, полностью пренебречь ими невозможно. Физиологическое различие фиксируется в терминах "пол" в русском языке и "sex" в английском языке. "Sex" подразумевает именно биологические, физиологические различия (т.е., когда говорится о половых различиях между мужчиной и женщиной, то имеется ввиду именно физиология). Психологические различия также реально существуют, и было бы нелепо их отрицать. Мужчины и женщины действительно очень разные. Но определяется ли мышление и поведение мужчин и женщин в первую очередь генетической, наследуемой программой или же социальной, культурной программой, которая передаётся в процессе социализации через научение - вот тот основной вопрос, который задают себе как культурологи, так и философы.
Что делает мужчин мужчинами, а женщин женщинами? Варианты ответов таковы:
1) биология (физиология): родился мальчик, значит, ему от природы предусмотрена одна судьба, для девочки же совершенно другая. Пол ("sex") определяет судьбу человека;
2) социум: общество и культура предлагают различные варианты мужского и женского поведения, в зависимости от цивилизации и от эпохи. Сознание и поведение мужчины и женщины определяет гендер ("gender").
Отвечая на вопрос о том, биология или социум детерминируют различия в поведении мужчины и женщины, надо вспомнить и другой вопрос - что же делает человека человеком? Можем ли мы сказать, что человек - это биологическое существо? Философы утверждают, что человек - это существо не биологическое, точнее не только биологическое. Человека человеком делает его социальное поведение, человек - это общественное существо. Все те качества человека, которые кажутся нам врожденными, на самом деле являются социальными: мы ходим на двух ногах, мы говорим, мы мыслим - все это не биологические свойства. Все главные качества, характеристики человека являются социальными, приобретаются в процессе социализации. Мы можем говорить о человеке как о социальном существе. Поведение человека определяется не генетически наследуемой программой (не биологией), а культурной и социальной программой, приобретаемой через научение. Естественно предположить, что, пытаясь понять специфику мужского и женского поведения, мы не должны сводить его только к биологическим различиям, следует говорить в первую очередь о социальных и культурных различиях. Вот почему вводится новый термин - "гендер". В английском языке "sex" - это биологический пол (биологические различия). А новое понятие "гендер (gender)" обозначает - , т.е. то в поведении человека, что определяется не биологией, а обществом и культурой. Таким образом, гендер-это социальный или культурный пол. Если сексуальные различия природны, то гендерные - искусственны. Социальные роли мужчины и женщины являются культурными конструктами. Но если пол - это не биология, а социальный и культурный конструкт, особая программа действий, передаваемая через научение, то такая программа может быть изменена. Если мы определяем различия между мужчиной и женщиной как в первую очередь культурные и социальные, то дело не в биологии, не в физической силе или в мыслительных способностях мозга, дело в тех социальных ролях, которые общество предписывает мужчине и женщине. И, следовательно, можно попытаться посмотреть, а какие же социальные роли, какие же варианты мужской и женской культуры предписываются в разных обществах.